Психолог – родителям

Как правило, родители обращаются к психологу в самых крайних случаях, когда проблема психического развития ребенка и подростка (отставание в развитии речи, рассеянность и невнимательность, плохая память, низкое развитие воли, слабое развитие операций мышления...) стала явной и мешает ему успешно обучаться в школе; когда личностные особенности ребенка (замкнутость, тревожность, гиперактивность, агрессивность...) вызывают у них тревогу. Когда не складываются взаимоотношения с детьми, когда отношения между членами семьи зашли в тупик или стали невыносимыми. Все эти проблемы можно разрешить с помощью специалиста – психолога. Однако следует отметить, что несвоевременное обращение к психологу усугубляет возникшие проблемы родителей с детьми и подростками и последующее их исправление и коррекция требуют от родителей огромного терпения, больших затрат душевных и физических сил. Каждый психолог с уверенностью может сказать, что перевоспитание ребенка, особенно подростка, это трудное и не всегда успешное мероприятие, так как между родителями и детьми сложился определенный стиль взаимоотношений, характер ребенка уже сформирован, а его «ломка» может привести к непоправимым последствиям. Поэтому своевременное обращение к специалисту поможет родителям избежать ошибки в воспитании и развитии ребенка. Следует помнить, что психологическая помощь – это не только разрешение возникших проблем у родителей с детьми и подростками, это еще их профилактика и предупреждение.

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.

Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Самсона сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Самсона с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Секреты мотивации: зачем учиться?

Педагоги отмечают, что у современных детей большие проблемы с мотивацией. Раньше основным стимулом к учебе были хорошие оценки, признание в среде сверстников, желание угодить родителям или даже получить медаль.

Теперь золотая и серебряная медали не дают пропуск в ВУЗ с успешно сданным одним экзаменом, и хорошие оценки в аттестате на будущее тоже не повлияют, главное – результат ЕГЭ. В связи с этим у учеников нет стремления к познавательной активности, школьные задания выполняются больше по шаблону и для отписки, мало кто интересуется сутью, желает копнуть вглубь и дойти до природы вещей.

«Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяют кругозор» – эти слова не несут никакого смысла для детского восприятия. «Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно. Ребенку же интересно существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна быть внутренней потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы.

«Какие книжки? Какие задачки? У ребенка детство – так пусть наиграется!» – не такая уж редкая реакция родителей на дошкольное развитие. И кто будет отрицать, все так: детство, игры – это действительно основной приоритет дошкольника.

Но каково приходится ребенку, который был свободен в выборе занятий, не приучен к режиму дня, не был знаком с детским садом и вдруг попал на школьную подготовку, а потом и в первый класс, где необходимо высиживать положенные 40 минут и выполнять все, что говорит учитель.

Телевизор – враг или друг?

Как сказывается отдых перед телевизором на способностях и здоровье наших детей?

Сегодня миллионы людей ежедневно тратят несколько часов за телевизором. При этом многие телезрители получают такое же удовольствие, как и при употреблении психоактивных средств (наркотики, алкоголь). Ученые показали, что, действительно, существует «телевизионная» зависимость, аналогично наркотической, и избавиться от нее порой довольно трудно. Доказательством тому могут служить результаты исследований американских специалистов. Было выбрано несколько семей, которым платили по несколько сот долларов в месяц за то, чтобы они не смотрели телевизор. Результаты эксперимента показали, как и в случае героина, абстинентные симптомы у заядлых телезрителей проявляются в довольно тяжелой форме по прошествии 5–7 дней. Среди таких симптомов – чувство агрессии, беспокойство, депрессии и трудности с использованием освободившегося времени.

Кроме того, было показано, что заядлые телезрители испытывают чувство вины из-за большого количества часов, проведенного у экрана. Опрос показал, что 2 из пяти взрослых и 7 из десяти подростков сами признаются в том, что слишком много времени тратят на просмотр телепередач.

Школьные конфликты: позиция родителей

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов – в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?