banner468x60

Школьный музей

Музей школы ЗАТО Озерный был заложен, как экспозиция кабинета истории школы в 2002 году, а преобразован в музей в 2005 году. Музей возник на основе деятельности актива старшеклассников. Кроме этого, в школе работает большое количество педагогов, которые являются выпускниками школы поселения и могут оказать посильную помощь в сборе материалов для экспозиций, как по истории школы, так и по истории дивизии и ЗАТО Озерный.

Педагоги школы Ковалева Н. Н, Гонцова Г. Г., Румянцева Т. Ю. вместе с детьми ездили в окрестные села и деревни, встречались с краеведами, черпая материалы и рассказы. Роль педагогов на первом этапе заключалась в том, чтобы поддержать инициативу детей и придать организованный характер деятельности учащихся. В процессе организации была выделена группа учащихся, действительно желающих заниматься созданием музея. Но при этом необходимо было провести и научную работу по подготовке ребят к музейной деятельности. Поэтому избранный актив музея во главе с руководителем получили консультации и рекомендации в краеведческом музее города Бологое. В конечном итоге актив учащихся решил вопрос о профиле музея, об основном содержании его экспозиции исходя из возможностей школы и имеющихся материалов. Окончательное решение о создании музея в школе вынес педагогический совет.

Открытию музея предшествовала интересная поисковая работа, которая уже сама по себе является активной формой героико-патриотического воспитания школьников. Сбор материалов в нашей школе проводился различными способами: на доске объявлений разместили обращение ко всем школьникам с просьбой приносить в музей «старинные вещи», фотографии прошлых лет; обратились к родительской общественности школы, к выпускникам школы с просьбой приносить фотографии школьных лет, предметы из школьной жизни.

muzei 2Группа «Поиск» проводила рейды к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам педагогического труда Следует учитывать, что успех любой собирательной работы зависит от того, насколько хорошо она организована. Первое условие успеха собирательной работы – это точное определение цели и темы сбора. Если в течение года просто собирать старинные вещи, то даже в случае успеха наберётся некоторое количество разнообразных предметов, оказавшихся вместе.

Много материалов собрано в нашем музее по истории школы: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы и т.д.

В экспозиции есть такие разделы:

«История школы», который включает материал, характеризующий разные стороны работы школы:

  • учебные занятия – фотографии учителей, учеников, учебники, дневники, классные журналы, тетради, наглядные пособия, изготовленные учениками;
  • различные грамоты, награды учащихся и учителей за прошлые годы и т.д.

«Директора школы»:

  • материалы о жизни и работе директоров в разные годы – это фотоматериалы, документы и т.д.

«Наши учителя»:

  • материалы о ветеранах труда;
  • о педагогах, которые отдали служение школе от 20 до 40 лет;
  • фотоматериалы и документы Отличников народного образования и победителей нацпроектов.
  • сочинения и детские отзывы

Особое место в нашем музее занимает раздел, посвящённый Истории Режецкой ракетной дивизии. На стендах помещены карты передвижения дивизии, закончившей боевой путь в районе г. Латвии. После войны дивизия обосновалась в Бологовском районе (Бологое – 4), где сейчас и расположен ЗАТО Озерный.
С 2002 по 2004 г учащиеся школы собирали воспоминания ветеранов войны и данные материалы были оформлены в виде альманаха в музее.

«Наши бабушки и дедушки – участники Великой Отечественной войны»:

  • фотоматериалы;
  • рассказы о боевом пути;
  • награды, документы.

В ЗАТО Озерный муниципалитетом и заводом № 75 была создана книга Памяти, в которую вошли и наши материалы.


В 2011 году активом музея был инициирован совместно с фондом ветеранов. Афганистана проект «Мемориальная доска», посвщенный увековечиванию памяти капитана Митрошина В. А.. Проект был реализован и представлен в виде историко-краеведческого исследования. Проект был награжден грамотой муниципальной конференции «Меня оценят в XXI веке» и дипломом II степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науке».

В состав основного фонда включаются все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточниками наших знаний: орудия труда, предметы быта, произведения искусства и т.д. Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников и установления связи между ними, а также для замены подлинников.

Ценным историческим материалом являются фотографии, сохранившие точное изображение людей, местности, архитектурных сооружений, сцены, запечатлевшие отдельные моменты важных исторических событий, этнографические особенности.

Сегодня в музее собрано большое количество экспонатов, открыто множество разделов экспозиции. Все материалы сегодня используются в учебновоспитательной работе школы. В музее проводятся уроки мужества, занятия факультативов, занятия отдельных кружков, конференции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Здесь ученики овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады, пишут рефераты. Некоторые уроки проходят прямо в музее, при проведении мероприятий сценарии составляются по материалам музея и используются фотографии, картины, отдельные экспонаты.

Создание школьного музея помогает педагогическому коллективу активизировать методы преподавания, воспитывать у учащихся интерес к истории своей страны, своего края, города, организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.

Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит историю жизни наших прадедов и поддерживает те традиции, на которых воспитываются нынешние поколения.

 

 

 

Презентация  «Школьная музейная экспозиция» (Смотреть) ppt

Социально-исторический проект «Прошлое глазами будущего» pdf

Положение о музее МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный pdf

Положение о Совете музея МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный pdf